Беззащитность

Мы можем услышать и увидеть как ребёнок, да и взрослый ищет, чтобы его кто-то защитил. Взрослые люди тогда похожи на растерянных маленьких детей. Если в этот момент обратить внимание человека на окружающую действительность, то зачастую, оказывается, что реальных угроз всё же нет, а ощущение беззащитности и незащищённости овладевает им. Эти ощущения и приводят человека в кабинет психоаналитика в поисках возможности рассказать о своих чувствах и переживаниях.
Откуда появляются эти ощущения? Почему они вызывают тревогу, беспокойство, бессонницу, а также некоторые заболевания? Как сложилось, что взрослый человек, владеющий сложнейшими технологиями, не может овладеть своими переживаниями?
При рождении человеческий младенец переживает свой первый стресс – он покидает комфортное место и попадает в мир неизвестностей. Первым проводником становится мама. Она не только кормит и ухаживает, а и делится своим эмоциональным состоянием. В свою очередь младенец с первых дней ощущает в каком состоянии находится мать в моменты взаимодействия с ним. Если она не хочет воссоединения , не хочет постоянного повторения заботы (при этом выполняя всё необходимое), ребёнок переживает тревогу отделения от матери. В момент этой тревоги он остается один и никто ему не говорит, что с ним происходит. Каждая последующая молчаливая разлука может вызывать у ребёнка опустошенность, беззащитность и бесполезность новых усилий. Существуют и другие взаимодействия матери с младенцем, в которых чрезмерное воссоединение не оставляют пространства для него самого. В таких случаях мать становится сама тем поглощающим и угрожающим миром, от которого она его защищает. В такие моменты ребенок ищет защиты у отца от произвола матери. Он не может понять, что мама — его самый любимый человек, становится угрожающей. К большому сожалению, родители зачастую не понимают, что ищет ребёнок, показывая своё состояние. Отец занимает нейтральную позицию или присоединяется к матери. Вот ребёнок и оказался в западне. Эти не прояснённые чувства и переживания остаются заперты и не высказаны внутри, порой до конца жизни. И уже взрослый человек будет разыгрывать эту ситуацию обращения к другому всю жизнь в надежде, что его кто-то услышит, увидит, защитит.
И всё же, выбрав жизнь, ребёнок находит способ как ему справляться со своими переживаниями. У каждого человека – это свой уникальный способ, связанный с его историей. Но когда этот способ перестает исправно работать, чувства, боль и переживания прорываются и захватывают жизнь. Чтобы появилась возможность что-то изменить – об этом, необходимо заговорить. Можно возразить – ведь мы всё время говорим, а понимание не происходит. Как правило, стало легче, а через время всё повторилось. Да, это действительно так. В обычной беседе мы слышим то, что нам говорят, но не то, что хотят сказать.
Аналитик, слушая человека, направляет своё внимание на речь, переживания и несоответствия. Зачастую за «просто словом», которое услышал аналитик, скрывается недоступная, «забытая» история жизни. Она стала таковой в тот момент, когда выдержать психическую боль маленький человек самостоятельно не мог. Смог лишь покрыть (назвать) каким-то словом или действием. Фрейд первым обратил на это внимание и назвал психоанализ лечение словом. Но не за всеми словами стоят истории. Многие используются для того, чтобы спрятать и «просто слово», и боль. Человеку кажется, что вытеснив событие, уйдет и боль. В кабинете он снова прикасается к своим ранам, испытывая боль, проживая и высказывая в присутствии аналитика то, что образовалось ещё в детстве. У разных людей разные раны, свои, особенные и болят по- своему. Изменить историю своей жизни человек не может, у него лишь есть возможность изменить отношение к уже случившемуся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *