У детей своё особое умение видеть, думать и
чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться
подменить у них это умение нашим.
Жан Жак Руссо
В один из дней мальчик, возраста трёх с половиной лет отправился с отцом в первое путешествие в мир изобразительного искусства. Поднимаясь по величественным, укрытым коврами ступеням вырвался изумлённый возглас: «О-о-о». Пребывая в своём не понимании мальчик решил заполнить, пока не познанное, уже знакомым.
— Папа, а когда начнется спектакль?
— Здесь спектаклей не бывает. Это музей. Ты сможешь смотреть картины.
Держась за руку отца мальчик вошел в зал. Замер на некоторое время. Отец отпустил его руку, мальчик осторожно двинулся дальше. Вначале его движения были хаотичны, а взгляд пытался уловить присутствие отца. Постепенно, ощущая безопасность, мальчик стал смотреть на картины.
Первая картина, которая привлекла его внимание – «Буря» Айвазовского. Переживания о гибели корабля наполнили душу мальчика. Долго и усердно, в своем воображении, переселял он людей с корабля на «другую» картину, где светило солнце.
Дальнейшее продвижение стало более уверенным, но портреты были мальчику не интересны. В зале с картинами Шишкина его снова настигло изумление.
— Папа, папа, эти деревья тоже упали после бури?
— Да, был сильный ветер.
И тут на «помощь» пришла работник музея. Гордо и величественно приблизившись начала вещать заученные и высокопарные фразы.
— Вот видишь, художник давно умер, а мы любуемся его работами.
Пафосно, с преддыханием проговорила служительница «храма». Мальчик внимательно посмотрел на служительницу, затем на картину.
— А под корнями живет змея.
— Нету там никаких змей, — возмутилась служительница.
Отец взял сына за руку и они перешли к следующей картине. Служительница не могла оставить без «внимания» посетителей и двинулась в след.
— А здесь бури не было, — произнёс мальчик.
— Да, ты прав, здесь бури не было. Здесь ручеёк и деревья, — сообщила служительница.
Мальчик опять посмотрел и уже тверже произнёс:
— А там живет змея.
Отец присел на корточки и сказал
— Ты точно уверен, что там живет змея?
Терпение служительницы, вероятно, подходило к какому-то приделу.
— Где он видел этих змей?
— На даче, — спокойно ответил мужчина.
— Лучше, посмотри, если подняться по склону – там птички, мотыльки, — уже мечтательно проговорила служительница.
Мальчик внимательно глядя, уверенно говорит
— И живет дракон.
Отец взял за руку сына и повел дальше, понимая, что пришла пора остановить этот разговор двух маленьких детей. Вдогонку они услышали:
— Какой ребёнок – совсем не умеет слушать. С характером, однако, мальчик.
— Ему и должно быть с характером, он же мужчина, — сказал отец.
— Папа, папа – я мужчина!? Радостно подпрыгивая, громко произнес мальчик.
— Да
Быть мужчиной тяжело и сложно, а без отцовского «ДА» ещё сложнее.